7 апреля

Лексическая тема: ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

Речевые игры и упражнения на тему «Космос»

        Игра «Один – много».

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Космонавт – …космонавты – космонавтов.

комета – …кометы - комет

Ракета – ...ракеты – ракет.

Созвездие-… созвездия – созвездий

Планета –…. планеты – планет.

        Упражнение «Первый звук»

Цель: Развитие фонематического слуха

Описание: Назови, что изображено на картинке и определи первый звук в этом слове (галактика, космонавт, планеты, луноход).

        Игра «Скажи наоборот» 

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным  значением (антонимы).

Далеко — близко, высоко — низко, тесно — просторно, ночь - день, свет – тьма;

яркий - тусклый, всходит – заходит, улетать - прилетать, взлетать – приземляться, тяжёлый груз – лёгкий груз, далёкое путешествие - близкое путешествие, яркая звезда – тусклая звезда, большая ракета – маленькая ракета, злой инопланетянин - добрый инопланетянин, далекая планета - близкая планета, маленький звездолет – большой звездолет

        Игра «Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Звезда – звездочка

- Космический корабль – космический кораблик

- Солнце – солнышко.

- Космонавт - космонавтик.

- Звездочет - звездочётик.

- Облако - облачко;

- Небо - небушко;

- Самолет - самолетик;

- Вертолет -…вертолетик;

- Ракета – ракетка.

        Игра «Какое слово отличается от других?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Инструкция. Взрослый называет слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

- Какое слово лишнее?

- Кто такой астроном?

- Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

- Какое слово лишнее?

- Кто такой путник?

- Что такое спутник?

- Что общего у этих слов?

        Игра «Сложные слова».

Цель: развивать умение объяснять сложное слово (из каких слов оно состоит).

Планетоход - ходит по планете,

космолёт - летает в космос,

луноход - ходит по Луне,

звездолёт - летает к звёздам,

звездопад - звёзды падают,

марсоход - ходит по марсу,

звездочёт - человек, который считает звёзды;

космодром - аэродром для космических кораблей;

созвездие - скопление звёзд на небе.

        Игра: «Космический счет»

Цель: Развитие лексико-грамматической стороны речи (согласование числительного с существительным в числе и падеже)

Описание:

- Сосчитай предметы, изображенные на картинках (спутники, космонавты, звезды, планеты, ракеты).

- Одна ракета, две ракеты...

        Игра «Опиши инопланетянина».

Цель: образование сложных слов, обогащение словаря.

Много ног - многоногий; много и рук - многорукий; много и глаз - многоглазый; много и ушей - многоухий; много и хвостов - многохвостый.

        Упражнение «Назови слово» 

Цель: закреплять представление о родственных словах, умение различать их среди других слов.

Инструкция. Выберите только те слова, которые связаны с темой «Космос»

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Планета, план, планетный, планетарий

        Упражнение «Посчитай слоги»

Цель: развитие умения определять количество слогов в слове.

Ракета, комета, Марс, планета, лунатики, звездолеты, робот, телескоп, Луна,

звездочет, Венера, орбита.

        Игра «Составь предложение».

Цель: учить из данных слов строить предложение, формировать грамматический строй речи.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

        Упражнение: «Космические скороговорки»

Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие дикции

[С]

Космонавтом стать хочу,

С мамой в космос полечу!

[Р]

Астронавты - на орбите,

Акробаты на Арбате.

[З]

Зажглась зеленая звезда…

Запустят звездолет туда.

[Л]

Лунной ночью лунный кот

Песни лунные поет.

[Ч]

Все короче наша тень,

Это значит – скоро день.

Тень растет, уходит прочь,

Это значит – скоро ночь.

[Ч], [Ц]

У каждой планеты есть что-то свое,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –

Его окружает большой кольцо.

[Н], [Л], [Ль]

Прилунился лунолёт, в лунолёте – луноход.

        Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

Цель: Развитие мелкой моторики

В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)

День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)

Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)

Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор.

Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)

Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)

Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)

        Физминутка «Космонавт»

Цель: Развитие общей моторики

Я хочу стать космонавтом,

(поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр,

(присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете

(соединить руки над головой)

И открою все планеты!

(обвести руками большой круг)